Репортажная фотосъемка


Беседы о фотографии: интервью с Юрием Ридякиным

Юрий, для начала расскажите, пожалуйста, что такое репортажная фотосъемка, в чем ее специфика? Когда фотограф снимает какое-то мероприятие, он работает иначе, чем, скажем, когда проводится интерьерная фотосъемка?


Конечно, различие между разными жанрами значительное. Начнем с того, что репортажная фотосъемка – это не констатация факта, это своего рода прочтение события. То есть фотограф в данном случае должен не просто сделать снимки всех участников мероприятия и места, где оно проводилось – это слишком просто и неинтересно. Задача профессионала - показать событие последовательно и лаконично, так, чтобы была видна логика происходящего, чтобы не было статичности. В идеале, человек, который не присутствовал на мероприятии, должен в красках увидеть все, что произошло.

Репортажная фотосъемка как жанр существует уже многие годы. На Ваш взгляд, тенденции в этой области меняются?

Во-первых, современная техника расширяет возможности фотографа. Можно практически в любых условиях сделать идеальный снимок, постоянно появляются новые технологии: от съемки двухфокусной камерой – до инноваций в области редактирования снимков.

Хотя в этом есть минус: люди думают, что достаточно купить дорогостоящее оборудование, прочитать инструкцию, потом в нужный момент нажать кнопочку на камере – и все, репортажная фотосъемка готова. На самом деле задача фотографа, как я уже говорил, - показать свое понимание события. Техника этого никогда не сделает.

В самой стилистике жанра есть изменения. Всем изданиям для иллюстрации репортажей нужно что-то свежее, яркое, создающее эффект динамики. Сегодня стандартные картинки, вроде директора, перерезающего ленточку на открытии нового объекта, уже невостребованы.

Я сам за творчество: это ведь ужасно скучно смотреть одинаковые, банальные снимки! В конце концов, времена жесткого советского формализма прошли – теперь фотографии в прессе – своего рода искусство. Профессионалы создают их в особой эстетике, самовыражаются. Если репортажная фотосъемка действительно удалась, из нее может получиться настоящая художественная выставка.

Как Вы оцениваете воздействие фотографий, использованных в целях PR?

Его нельзя недооценивать! Сотни слов порой не могут убедить человека так, как это делает одна единственная фотография. А уж тем более, если это серия фотографий, как в случае с репортажной фотосъемкой. Возможно, читатель пропустит колонки текста в журнале, но фотографии он непременно посмотрит. И, если они будут сделаны по заказу «черного» PR с целью создать определенное впечатление – например, представить человека в невыгодном свете, - именно это впечатление наш читатель и запомнит. Политтехнологи, пиарщики часто этим пользуются.

В то же время удачная репортажная фотосъемка может положительно сказаться на репутации человека. История знает много примеров того, как, скажем, во время предвыборной кампании один из ничем не примечательных кандидатов выдвигался вперед за счет удачного фото. СМИ создает образ, который надолго запоминается людьми.

В чем секреты профессиональной работы фотографа, делающего репортажную фотосъемку?

Всегда нужно помнить о логике происходящего, четко отслеживать последовательность событий, их взаимосвязь.

Чтобы снимки не казались однообразными, нужно фотографировать с разных планов: с общего – снимать фон, обстановку; со среднего – участников события; и крупным планом – лица главных участников. Но при этом правильно выбирать точку съемки. Например, если сфотографировать человека снизу камерой с широкоугольным объективом – получится сильное искажение. Тем не менее, многие фотографы именно так и снимают.

Но на самом деле технических навыков недостаточно. Нужен опыт, профессиональная интуиция. Когда предугадываешь, что произойдет в следующую минуту, и заранее готовишься запечатлеть этот момент – вот тогда репортажная фотосъемка получится по-настоящему живой и интересной. Ведь удачный кадр не будет ждать фотографа. Не успел поймать интересный момент – он уже не вернется, специально для тебя позировать второй раз никто не будет.

Вообще, мне кажется, что задача настоящего художника – не важно, в каком направлении искусства он работает – состоит в том, чтобы показать людям другую действительность, ту, которая их окружает, но которую они не замечают. На этот мир смотрят все - не все видят.
15 декабря 2018 года
Встреча Арт-клуба «19/64»
Заказчик: Джаз-клуб Игоря Бутмана
Друзей и гостей ждал «Рождественский блюз». Александр Ольшевский блестяще провел Благотворительный аукцион, для которого известный художник Миша Ленн предоставил свои картины. Сборы от аукциона пошли Фонду «Мы все из одной глины», помогающему детям с аутизмом.
22 ноября 2018 года
Выставка британского дизайна The British Interior Design Showcase
Заказчик: АО «Конде Наст»
 
ноябрь 2013
Open Innovation 2013
Заказчик: Forinnovations

Форум «Открытые инновации» организован ведущими российскими институтами развития и Правительством Москвы при поддержке Правительства Российской Федерации. Мероприятие объединяет представителей бизнеса, власти и науки для обмена опытом и анализа основных мировых тенденций.
21 марта 2013
Международная конференция Россия – Европейский союз: возможности партнерства"
Заказчик: РСМД

21 марта в Москве состоялась Международная конференция «Россия – Европейский союз: возможности партнерства». Мероприятие было организовано РСМД при поддержке Правительства России, РСПП, ИМЭМО РАН и ОАО «ЛУКОЙЛ». 
22 января 2013
Премьера фильма Билет на Вегас
Заказчик: Михаил Галустян